ДЕТИ В САДУ

1319395294_osennie_kanikulyВначале дети охотно посещают сад, как и любое новое место. Но вскоре интерес к нему пропадает. В коллективных садах даже летом дети бывают очень редко, да и те не находят себе занятия. То же можно наблюдать и на приусадебных участках. Взрослые к работе детей не привлекают, а поиграть в саду им негде. Таким образом, одно из важнейших назначений сада, как средства трудового воспитания подрастающего поколения, слабо используется и родителями и правлениями садоводческих товариществ.

В самом деле, чем же могут заниматься в саду дети? Разумеется, не только отдыхать, ничего не делая. Пассивный отдых быстро разочаровывает, и дети в дальнейшем неохотно идут в сад. Безделье для детей, как, впрочем, и для взрослых, тягостно и неизбежно приводит к извращениям в поведении. Бывает и так, что детям сразу поручают тяжелую непривычную работу: копать землю, делать прополку сада или дают другие подобные поручения, требующие только физического усилия, притом довольно большого и длительного по времени. Физический труд, особенно если он выполняется без энтузиазма а по приказанию, часто приводит к противоположному результату. Вместо привития навыков к труду и заинтересованности в выращивании полезных растений, у детей вырабатывается отвращение к земле, они считают этот труд бесполезным, а став взрослыми, будут равнодушны к земле и находящимся вокруг растениям.

Дети дошкольного возраста познают мир и приобретают навыки к труду в основном в игре. Для игр в саду делают площадку с песочницей, игрушками, детскими инструментами, набором обрезков досок и брусков. Для лепки можно приобрести пластилин или размочить немного глины. Дети в раннем возрасте начинают мастерить, с удовольствием забивают гвозди хотя бы в землю. Нужно только следить, чтобы это делалось в пределах детской площадки и после окончания игры гвозди тщательно были собраны.

Школьники любят творческий труд — что-нибудь строить, исследовать, узнавать в процессе труда. Удовольствие от физического напряжения дети получают только тогда, когда это напряжение кратковременно и посильно. Поэтому детям можно поручать такую работу, которую они в силах выполнить за определенный промежуток времени, например, обкопать деревцо, вскопать небольшую грядку, полить одно-два деревца или грядку, прополоть или порвать траву на небольшой грядке, нарубить хвороста для костра, посадить небольшую грядку лука или посеять на ней семена овощей, нарвать редиса, зеленого лука, щавеля, сделать прореживание завязи на яблоне или груше, убрать с грядки лук, принять участие в обрезке дерева или в устройстве скворечника, собрать определенное количество ягод (в зависимости от возраста).

При этом если детям дошкольного возраста вначале дается задание, которое по времени занимает около 10 минут, то школьникам— от 20 до 45 минут. Со временем, когда организм ребят привыкает к физическим нагрузкам, дети старшего возраста могут привлекаться к выполнению заданий наравне со взрослыми, делая перерывы в работе по 10—15 минут через каждые 30—45 минут.

Кроме общих со взрослыми работ детям 6—13 лет можно выделить одно деревцо для ухода за ним, начиная с посадки. Если в семье двое детей или больше, каждому выделяется по деревцу, и уход за ними превращается в соревнование между детьми. Взрослые рассказывают, что, как и когда делать, а некоторые непосильные для детей работы выполняют сами в порядке помощи. Вместо дерева, особенно девочкам, можно выделить грядку для выращивания цветов, лука, редиса, гороха, картофеля. Важно при этом, чтобы у детей развивалась гордость и удовольствие от того, что они вырастили овощи или цветы для семьи, чтобы не появились собственнические устремления.

Дети 12—17-летнего возраста могут привлекаться к выращиванию саженцев одним из доступных им способов, учиться делать прививки и перепрививки деревьев под руководством взрослых, производить опыты по искусственному опылению яблонь и выращиванию из полученных семян новых сортов.

Садовый участок можно использовать для привития детям навыков ухода за животными (кроликами, курами), для того, чтобы научить обращению со столярными инструментами (пилить, строгать, долбить долотом, сверлить), уметь наточить инструменты,— то есть научить тому, чего в городской квартире сделать невозможно. Хорошо для этого иметь на участке набор нужных инструментов, пиломатериалов. Взрослые, уча детей, и сами должны учиться. Совместный труд и отдых родителей и детей в саду будет сближать их духовно, дети вырастут более умелыми и трудолюбивыми. Привыкая к полезному труду, учась выращивать садовые и овощные растения, они одновременно физически окрепнут, будут чувствовать себя здоровее.

Работа детей в саду не должна превращаться в нарочито придуманный родителями учебный процесс или, что еще хуже, — в обязательную повинность. Воспитание успешно тогда, когда дети сознательно участвуют в общем деле.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Follow

Get every new post delivered to your Inbox

Join other followers

Яндекс.Метрика